▲ Դեպի վեր

lang.iso lang.iso lang.iso

"Россия предавала всех своих союзников. Всегда'': взгляд из Москвы

Текущий кризис отчетливо показал, что ни одна из стран СНГ для России не является союзником первого уровня. В случае гипотетического конфликта НАТО с РФ даже участие Белоруссии на стороне России под вопросом.

На протяжении своей истории Россия прямо или косвенно всегда находилась под внешним давлением. Однако сейчас атака идет практически со всех сторон и по всем фронтам: политическое, информационное, экономическое и финансовое давление.

Пока за исключением военного противостояния. Военный потенциал РФ не позволяет вывести конфликт в вооруженное противостояние. Фактически единственное, что удерживает Россию от кровавой бойни – это армия, флот и ядерные силы.

Со времен Карибского эпизода многое изменилось. Тогда, по сути, конфликт был очаговым, временным и сводился к принципиальному недопониманию границ давления между СССР и США, другие участники не были вовлечены. Но сейчас на Россию давят не только США, но и страны, в совокупности обеспечивающие свыше половины мирового ВВП. Баланс сил серьезно трансформировался.

Внешние угрозы в настоящий момент представляют для России значительную большую проблему, чем все то, что было с СССР после 1945 года. Правильнее говорить, что еще ни разу в послевоенной время фронт не был столь оголен, а внешнеполитические проблемы - столь выпуклые.

Давайте отдавать себе отчет в том, что во времена геополитического противостояния между СССР и США в период с 1945 по 1990 гг. стратегический баланс сил был принципиально иным. Тогда под сферой влияния СССР была вся территория Восточной Европы до Австрии/Германии, 70% Ближнего Востока (включая Афганистан, Иран, Ирак и что особо важно - Йемен), сохранялось почти полное господство в Средиземном море (Алжир, Ливия, Египет, Сирия), поддерживался контроль в Азии, в том числе через важные стратегические базы во Вьетнаме. Тогда все фронты были прикрыты, атаки всех видов и типов могли быть отражены превентивными мерами подавления. Прикрытие фронтов было столь масштабным, что прорыв был невозможен даже теоретически. Это была архитектура 100-процентной обороны.

В орбите влияния СССР находилось почти 2/3 населения планеты, до половины мирового ВВП (на тот момент) и столько же земной суши. Это была мощная империя, которая имела полный суверенитет и четкое понимание приоритетов и векторов развития.

Что имеем сейчас? Ни-че-го. Мы не имеем ни одного (!) стратегического союзника в мире, то есть вообще ни одного, абсолютно звенящая пустота.

Поясним, что имеем в виду под стратегическим союзником. Для понимания структуры можно выделить три уровня (с примером для России).

Первый уровень. Союзники, которые гарантировано вступят в вооруженный конфликт на стороне России и будут отстаивать интересы РФ на международной арене, даже если это противоречит их собственным интересам, экономической целесообразности или даже вопросом безопасности.

Второй уровень. Союзники, которые будут готовы предоставить материальную, финансовую или политическую помощь России в случае обострения ситуации или критического положения РФ. При этом страны второго уровня не готовы идти на ущемление собственных интересов ради России и не будут вступать в войну на стороне РФ до тех пор, пока это их не касается прямым образом.

Третий уровень. Союзники, которые сохраняют нейтралитет с Россией и не будут в случае войны против РФ содействовать врагам Москвы. То есть, это страны, которые не будут воевать против России, но при этом не готовы воевать вместе с РФ. Союзники третьего уровня сохраняют полную автономию по отношению к России и не готовы идти на ущемление собственных интересов ради РФ. Кто у России союзник третьего уровня? Северная Корея, Монголия, Сирия, Аргентина, Венесуэла.

Что касается стран СНГ – то это большой, большой вопрос. Текущий кризис отчетливо показал, что мы в некотором роде - по разные стороны баррикад, то есть ни одна из стран СНГ для России не является союзником первого уровня. В случае гипотетического конфликта НАТО с РФ даже участие Белоруссии на стороне России под вопросом. Минск не будет воевать против России (до тех пор, пока там Лукашенко), но и полноценное содействие Белоруссии на стороне РФ является дискуссионным вопросом -нет никаких гарантий, в том числе, учитывая массу недружеских и агрессивных жестов Лукашенко по отношению к Москве.

А как обстоят дела у США? В союзниках третьего уровня у США -фактически весь мир, кроме Северной Кореи, Венесуэлы и некоторых стран, где идут активные боевые действия проамериканских структур (Сирия, Йемен). Соединенным Штатам удалось удержать политическое влияние и доминирование во всех ключевых регионах планеты. Даже Китай можно считать союзником США третьего уровня, хотя бы по той причине, что Соединенные Штаты являются главным торговым партнером Пекина, а американские инвестиции в Китай стоят на первых местах, да и Китай удерживает свыше 1.2 трлн. ЗВР в ценных бумагах США.

Китай для США является геополитическим противником номер один в силу своего расширения - как экономического, так и финансового, но Китай сохраняет с США полный нейтралитет, по крайней мере, пока. Есть еще одна причина, по которой мы включили Китай в союзники третьего уровня – это то, что Китай не будет воевать против США (по меньшей мере, в ближайшие 7-10 лет). Идеологически Пекин ближе к Москве и никогда не будет партнером США на политической или военной арене (не будет воевать за США), но экономические и финансовые связи Китая и США слишком прочны, чтобы делать вид, что их нет.

Относительно союзников США первого уровня? Последний год их дешифровал. Это все страны ЕС + Норвегия + Швеция + Швейцария + Япония + Канада + Австралия, добавилась еще Украина. Здесь еще стоит учитывать Израиль, Саудовскую Аравию, Катар, ОАЭ, Кувейт.

В орбите влияния США - все ключевые страны мира, где расположены технологии, производственные мощности, финансовые ресурсы и экономическая мощь. При необходимости США может мобилизовать подконтрольные регионы таким образом, что нашпигует их оружием, что обесценит всю военную мощь России. Сколько бы РФ не производила танков, производственные, финансовые и экономические возможности проамериканских стран значительно, в разы выше. Да, сейчас с военной точки зрения баланс сил между Россией и странами Европы (без США) -возле паритета, но этот расчет не учитывает мобилизационные возможности, скажем, той же Германии. Пусть у них на вооружении жалкая сотня танков, но при необходимости они могут нашпиговаться тысячами.

 За исключения блицкрига или использования оружия массового поражения у нас нет никаких реалистичных шансов противостояния с США и их союзниками, даже с военной точки зрения. Вообще никаких шансов, до тех пор, пока в орбиту влияния России не попадет пул сильных союзников. У них превосходство по людским ресурсам, промышленным, финансовым и экономическим резервам. Они контролируют технологии и все сырьевые каналы (для этого США и доминируют на Ближнем Востоке).

Когда Гитлер нападал на СССР, стратегический баланс сил по сравнению с текущим был в пользу того периода, т.е. сейчас значительно хуже.

 Мы растеряли всех своих союзников. Как? Да просто потому, что после распада СССР Россия предавала всех своих союзников. Всегда. Никто не хочет дружить с Москвой, потому что РФ в глазах мирового сообщества – это технологически отсталое ничтожество с антинародной олигархической формой правления, которая при этом предает всех своих союзников.

 Не считая позорного бегства в начале 21 века с военных баз на Кубе и Вьетнаме, мы полностью упустили господство в Средиземном море и на Ближнем Востоке.

 Мы держали в сфере своего влияния Ирак. Но сдали его дважды. В 1991 и 2003 годах. Если сдача 1991 года была оправдана распадом СССР (не до Ирака было), то сдача в 2003 году в очередной раз показала, что мы совершенно не контролируем и не собираемся контролировать свое внешнее влияние на мировой арене.

 Мы сдали своих друзей в Ливии в 2011 году. Показательно и цинично настолько, что один из самых верных наших африканских друзей был вынужден отбиваться где-то в канализациях Сирта и досмерти забит дикой туземной толпой. В конечном итоге осенью 2011 г. МИД РФ принял новое недружественное к РФ правительство Ливии, как легальное, и флаг переходного национального совета Ливии (на тот момент) гордо красовался над его посольством в Москве. Стыд и срам.

 Мы потеряли рычаги влияния на Египет в момент цунами «цветных» революций в годы арабской весны. Это вымыло какие-либо прежние политические рычаги из Египта, сделав власти этой страны далеко не так благоприятно настроенными к России, как в период Мубарака.

Мы сдали своих друзей в Сирии. Причем была многоходовочка. Сначала казалось, что это крупнейшая геополитическая победа России в 21 веке, когда нам удалось отвести удар «прогрессивного сообщества» по Сирии через резолюцию о принудительном химическом разоружении Сирии в обмен на отказ от вторжения и снижение градуса напряженности. Но сказав «А», мы забыли сказать «Б». Разоружив Сирию, было бы логично и вполне естественно усилить военное присутствие РФ в этой стране, как вполне адекватный аргумент для поддержания баланса сил. Ведь вы разоружаете страну, но в обмен укрепляется обороноспособность средствами немассового поражения. Логично? Вполне.

Конечно, США бы сопротивлялись, но это был единственный шанс легально провести усиление присутствия России в регионе, причем без войны. Например, системами ПВО и ПРО, наземными оборонительными силами и так далее. Ничего подобного не случилось, более того, мы даже ушли из Сирии. Группа военных советников СССР/России в Сирии была крупнейшей. Но планы изменились и летом 2013 г. присутствие российских советников в Сирии сведено до символического минимума. Не усилили присутствие, а ослабили до предела. Чтобы порадовать США, а для его еще? Порадовали так, что теперь США лупят по России из всех средств, а режим Асада держится на одном честном слове. 2/3 территории утеряно, миллионы беженцев, сотни тысяч жертв, уничтоженная экономика, гуманитарная катастрофа. Вот такая «геополитическая победа 21 века».

 Украина 2013-2015. Это отдельная тема, коротко не получится никак, увы. Но также как и с Сирией. Сказали «А», не имея намерения сказать «Б».

 Операция по взятию Крыма. Никто не ожидал такой прыти и такой скорости. Это войдет во все исторические учебники, как самая быстрая операция по присоединения столь большой территории в сжатый строк (менее 3 недель) без вооруженного конфликта при внешнем давлении и отсутствии политических соглашений. Но за Крымом последовал практически полный провал внешней политики России по Украине.

 Что имеем в итоге?

 1. Отсутствие стратегических союзников первого и даже второго уровня.

2. Оголенный фронт. Усиление враждебности на границе РФ с Прибалтикой и Польшей.

3. Формирование исключительно враждебной к России Украины с населением в 40 млн. человек.

4. Усиление информационного, политического, экономического и финансового давления на РФ со стороны стран, формирующих более половины мирового ВВП.

 Что это, как не полный провал внешней политики России?

oximity.com

Կայքում տեղ գտած մտքերն ու տեսակետները հեղինակի սեփականությունն են և կարող են չհամընկնել Asekose.am-ի խմբագրության տեսակետների հետ: Նյութերի ներքո` վիրավորական ցանկացած արտահայտություն կհեռացվի կայքից:
Политика далее