Книга, которая изменила карьеру Генриха Мхитаряна. После прочтения он сказал: «Она будто написана специально для меня»
Он прочитал ее запоем – а в следующем сезоне стал лучшим ассистентом Европы.
Когда Томас Тухель возглавил дортмундскую «Боруссию», первым игроком, к которому он поехал на встречу, был Генрих Мхитарян.
Армянин тогда был в ужасной форме и Тухель хотел разобраться, с чем связан регресс в его игре. Тренер и игрок моментально прониклись симпатией друг к другу. Оказалось, что и тот, и другой смотрят на футбол (да и на жизнь в целом) под одним углом.
Спустя пару месяцев Тухель и Мхитарян встретились вновь, уже в рамках подготовительного сбора перед сезоном-15/16. Тухель принес с собой книгу «Внутренняя игра в теннис» и подарил ее Генриху.
Тот прочитал ее запоем (тогда он сказал: «Она будто написано специально для меня») и уже в следующем сезоне стал лучшим ассистентов Европы с 26 голевыми пасами во всех турнирах.
Что это за волшебная книга?
«Внутренняя игра в теннис» («The Inner Game of Tennis») впервые была опубликована в 1974 году. Книга была издана тиражом более двух миллионов экземпляров и стала международным бестселлером. Метод, предложенный в ней, сегодня применяется в спорте, бизнесе, здравоохранении и образовании. В России книга выходила в 2010 году под названием «Теннис: психология успешной игры».
Кто автор?
Тимоти Гэллуэй – американский бизнес-тренер и консультант. В 22 года окончил Гарвард, где был капитаном университетской команды по теннису. Сейчас этому активному дедушке 78 лет и последние 20 из них он всецело отдает себя коучингу. За это время он издал несколько книг, описывающих применение метода «внутренней игры» в разных видах спорта и бизнесе. Среди его клиентов такие компании, как IBM, AT&T, Coca-Cola Company, Arco и Apple.
О чем она вкратце?
Гэллуэй предложил теорию, согласно которой в жизни любого человека присутствует два типа игры: внешняя и внутренняя. Главная идея состоит в том, чтобы научить человека фокусироваться на внутренней игре, которая происходит в его сознании. Примечательно то, что это своего рода первый в истории антитренинг, ведь первоочередная его задача – заставить ученика не принимать бездумно информацию от учителя, а самостоятельно нести ответственность за свое обучение, потому что «ни один учитель не значит больше, чем свой собственный опыт».
Главное, что почерпнул для себя из этой книги Генрих Мхитарян
Не отталкивайся от прошлого
Т. Гэллуэй: «Атлеты на большинстве спортивных соревнований показывают пиковые достижения, если не думают о самом процессе. Ясно, что было бы очень трудно играть, выключив полностью свой разум. Однако подобное состояние может быть легко достигнуто – и тогда разум игрока не будет мешать естественности движений, в этом состоянии тело будет работать автоматически, без вмешательства мыслей. Простой пример: В тот день, когда ваш партнер по тренировкам будет очень удачно играть, спросите его: «Джордж, что ты добавил в свой удар справа? Он так здорово у тебя получается сегодня». Если ваш партнер возьмет эту приманку (а на 95% это так и будет), то он начнет рассказывать о том, как делает замах, где встречает мяч, где оканчивает проводку и т.д. Если после этого начать играть, то Джордж очень быстро станет ошибаться, ведь он будет стараться делать так, как только что вам говорил».
Дебютный немецкий сезон Мхитаряна, если помните, получился вполне удачным. Симпатичные 23 (10+13) набранных балла, минимальное количество травм и приятный глазу футбол. И если бы над Дортмундом к тому времени уже рассеялось облако дыма от сожженных футболок Марио Гетце, то болельщики «Боруссии» совершенно точно сказали себе: «Да, эта 10 ничуть не хуже прежней». Но Мхитарян-13/14 был все еще Мхитаряном из Донецка. Мхитаряном из Дортмунда Генрих станет чуть позже.
Не давай разуму контролировать интуицию
Т. Гэллуэй: «Внутри каждого игрока существует определенная связь между разумом, который дает инструкции, и интуицией, которая пытается им следовать. Ключ к эффективной игре находится в оптимизации отношений между разумом и интуицией, между наставляющей частью и природными способностями к действию».
От этого настрадался и Генрих Гамлетович. Достаточно было просто посмотреть на его лицо во время прошлогодних матчей: скулы напряжены, губы усиленно сжаты, взгляд блуждающий. Все говорило за то, что игрок тотально зажат внутри себя.
Согласно Гэллуэю, за это напряжение на лице и во всем теле отвечает именно разум. Это он брал на себя ответственность за все действия игрока и совсем не доверял интуиции, хотя последняя прекрасна умела реализовывать накопленный к тому времени потенциал игрока. Вспомните себя. Когда у нас что-то не получается, мы начинаем сильно стараться, потому что в детстве нас учили, что только при большом старании можно чего-либо добиться.
Мхитарян считал, что избавиться от невезения можно путем увеличения тренировочных часов, но этим самым он лишь усугублял свои проблемы.
Для таких психологических заторов у Гэллуэя есть свое решение, которое Мхитарян подсмотрел и теперь активно использует:
«Однажды я встретился с женщиной, которая пришла брать у меня уроки тенниса. Она пожаловалась, что совершает много ошибок в игре и ей никак не удаются удары центром ракетки. Мы решили провести эксперимент. Я попросил ее стараться делать удары центром ракетки. В следующей серии ударов она ошибалась на каждом втором мяче, принимая его ободом ракетки. Тут она заметила, что ей мало чего удается достичь, если она слишком старается. У ее интуитивной части шансы стали заметно выше. Увидев это, я попросил ее сконцентрироваться не на ракетке, а на швах на мяче и проследить за их вращением. Из последующих 10 ударов девять пришлись ровно в центр ракетки».
По игре в текущем сезоне видно, что Генрих стал меньше акцентировать внимание на своих просчетах. Он не бежит исправляться после неудачной обработки мяча и не пытается мигом отдать две хорошие передачи, компенсируя только что загубленную. Он ждет следующего эпизода, чтобы включится в него и довериться интуиции. После того, как его разум переключился на созерцание этих самых игровых швов, интуиция получила полную свободу и начала реализовывать природные способности талантливого плеймейкера.
Откажись от оценочного суждения и самоедства
Т. Гэллуэй: «Первый навык, которому нужно научиться, – это умение освободиться от свойственной человеку склонности оценивать себя и свою игру. Перестать судить, опасаться, надеяться, сожалеть, контролировать, дрожать от волнения или отвлекаться. (...) После оценки нескольких ударов игрок начинает обобщать. Вместо того чтобы оценить отдельный случай как «еще один плохой удар», он начинает думать, что «у него ужасный удар». Вместо того чтобы сказать себе тихо под нос: «Ты нервничал в этот момент», он добавляет: «Ты хуже всех». (...) Посмотрите, как происходит обобщение оценок. Все может начаться с «Какая отвратительная подача», затем перейти к «Я сегодня плохо подаю», после чего оценка может дойти до «У меня жуткая подача», потом «Я бестолковый игрок» и, наконец, все закончится посылом «Я никуда не гожусь».
Мхитарян не скрывает, что раньше он часто терзал себя разными дурными мыслями, много думал о своей игре, мог подолгу критиковать себя даже за незначительные погрешности. Но теперь все поменялось: «Я запросто могу посмеяться над упущенными из рук шансами для взятия ворот. Я точно знаю, что будут еще. И я их обязательно реализую. Эта книга многому меня научила и я хочу поблагодарить Томаса Тухеля за этот подарок».
Не бойся быть лучшим
Т. Гэллуэй: «Проигравшие несколько матчей подряд теннисисты начинают верить, что они не очень хорошие игроки, а затем играют эту роль, и им бывает очень трудно выйти из нее. Большинство игроков так увлекаются, что вынуждают себя играть роли гораздо худших игроков, чем они есть на самом деле».
Гэллуэй предлагает такую ролевую игру для выхода из этой ситуации. Он представляется режиссером телесериала и просит каждого из своих учеников сыграть маленькую роль первоклассного теннисиста. При этом задача попасть мячом в площадку перед условным актером не ставится. Главное – показать манеры теннисиста-профессионала со стажем и предельную уверенность в своих силах. Гэллуэй отмечает, что когда его ученикам удается забыть о себе и действительно играть принятую роль, в их игре происходят удивительные изменения.
Актерская задача, поставленная «актеру» Мхитаряну «режиссером» Тухелем, была схожа: «Будь лидером «Дортмунда», веди команду за собой и покажи, как здорово ты создаешь голевые моменты». Это сработало. Сломав внутри себя устоявшееся «будет трудно стать здесь своим», Мхитарян действительно расширил границы собственного стиля и исследовал свои слабые стороны.