ua.tribuna.com: Казалось, истории а-ля Матузалем и Илсиньо в Донецке уже не повторятся. Казалось, все уже поняли, что на должностях юристов, ответственных за заключение контрактов с игроками, в «Шахтере» работают не последние люди в профессии. После продажи Фернандиньо казалось, что изменился и сам клуб, перестав быть «золотой клеткой». Да, бразилец ушел после десятилетия, отданного клубу, за нереальную сумму, которая едва ли не приближалась к его пятидесятимиллионным отступным – но ушел же.
Когда Мхитарян собрался в «Ливерпуль» – или куда он там собирается на самом деле, – казалось, что ничего тоже не помешает. Уже чуть ли не на медосмотре его видели, уже вроде бы ливерпульские руководители прилетали сюда уладить детали. И тут – наша песня хороша, начинай сначала: игрок «Шахтера» по неизвестным причинам не появляется в лагере, а «Ливерпуль», оказывается, «никаких предложений по нему не делал». Хоть бери и объявление подавай: «Внимание! Разыскивается 24-летний армянин по кличке Директор Базы. Владеет 6-7 языками, отзывается также на имя Генрих».
В истории с неявкой можно представить любого из бразильцев или условного Хюбшмана – кого угодно, но не Мхитаряна
За последний сезон, отрывший нам Мхитаряна, о его характере рассказали уже все, у кого было свободное место на страницах. И это правда: он самый стеснительный, самый воспитанный, самый толерантный игрок команды. В истории с неявкой можно представить любого из бразильцев или условного Хюбшмана – кого угодно, но не Мхитаряна (ну и, видимо, не Срну). Во всех моих собственных разговорах с ним, во всех чужих интервью всегда звучало одно и то же: это не я успешный, это команда. Говорят, так его воспитал отец, тоже крупный игрок – ни намека на звездную болезнь у Генриха не было. Чтобы не быть голословным, напомню: все четыре года в Донецке, и в «Металлурге», и в «Шахтере», Мхитарян прожил на базе! Оттуда и внутреннее, «семейное» прозвище. Вы только представьте: он не нанимал квартиры, не ходил по ночным заведениям. Получив вдвое большую зарплату, только переехал из одного общежития в другое. Мхитаряну действительно интересен только футбол. Многие футболисты повторяют эту мантру, но тех, кто ее действительно придерживается, не так много.
Его переход в «Шахтер» встречали со скепсисом – я лично знаю одного уважаемого эксперта, который был уверен, что из армянина не может выйти по-настоящему классный футболист. Мхитаряну понадобился год, чтобы доказать неправоту сомневающихся. Чтобы понять концепцию игры Луческу и не потеряться среди бразильцев. Чтобы замахнуться и побить всеукраинский бомбардирский рекорд и попробовать превзойти советские достижения Старухина. Он раскрылся как разноплановый игрок: мог сделать хет-трик в премьер-лиге, а в Лиге чемпионов персонально перекрывать Андреа Пирло. Возможно, поэтому был не столь ярким в Европе, как дома.
За годы работы Луческу в «Шахтере» его комбинации развития атак футболисты научились выполнять с закрытыми глазами. Говорят, в «Шахтере» есть около семи вариантов проведения позиционной атаки. Как выводить на удар центрального полузащитника, как дать пробить Срне, как отдать на растерзание Луису Адриано очередной голевой момент. Но, пожалуй, никто не играл эти схемы увереннее Фернандиньо и Мхитаряна. Не испугался ли Луческу, когда один ушел, а второй стал к этому удивительно близок? Было бы неудивительно узнать, что именно он начал бить тревогу. Новые трансферы из сборной Бразилии могут оказаться не менее мощными, но им нужно время на адаптацию и понимание того, как плетется игровая сеть «Шахтера». Взгляните на Тайсона, что в «Металлисте» был лучшим, но до сих пор не заиграл так, как хочет Луческу.
Нет мотивации играть в чемпионате Украины, когда представляешь себя в АПЛ? Ищи компромисс
Вот кого в Донецке мог бы порадовать отъезд Мхитаряна, то это бело-синее меньшинство города. Если часть прав действительно до сих пор принадлежит его первому украинскому клубу, эти деньги могут пойти на трансферы «Металлурга» перед стартом в Лиге Европы, с которыми у клуба сейчас есть проблемы.
Но у «Шахтера» времен Рината Ахметова с деньгами на трансферы никогда не возникало проблем. Своей команде он готов дать что угодно, лишь бы она была сильнее. Что угодно дать и что угодно запретить – ведь «Шахтер» может как вознести футболиста, так и опустить. Звонимир Вукич все еще плачется, что когда-то попал в Донецк. Пока Ахметова не слишком интересуют деньги, полученные от трансферов, – но если не финансовый fair play, то внутреннее состояние команды его должно интересовать. Невозможно силой удерживать футболистов, которые хотят уйти. Точнее, можно, но ничего хорошего из этого не получится – на эту тему «Шахтер» уже мог бы проводить семинары для коллег вроде тех, что проводит сейчас о содержании современного стадиона или развитии академии. Мог бы, но сам еще не научился преодолевать эту проблему. Мхитаряна можно удержать силой, дать ему индивидуальную программу – пусть бегает по кругу, как когда-то Виллиан, – но это путь в никуда.
Оправдывать пропавшего Мхитаряна тоже не стоит – в таких ситуациях не бывает одной неправой стороны. Есть контракт со сроком и, возможно, суммой отступных. Есть клуб, который приложил усилия, чтобы сделать из игрока уровнем чуть выше среднего футболиста, интересного европейским грандам. Нет мотивации играть в чемпионате Украины, когда представляешь себя в АПЛ? Ищи компромисс. Вспомни сам и напомни Мино Райоле о судьбе Матузалема и Илсиньо. Чью бы из двух карьер не повторил Мхитарян – беглеца, что остался должен клубу 15 миллионов, или игрока, который покаялся и вернулся, – будет грустно. Армения – не Бразилия, там действительно не так много футболистов самого высокого уровня.