10 ноября состоялась презентация фотоальбома «Визуальная поэзия» Германа АВАКЯНА. Параллельно открылась выставка, в которой были представлены все работы одноименного цикла. Армянские поэты старшего, среднего и молодого поколений и их стихи.
«ВИЗУАЛЬНАЯ ПОЭЗИЯ» - ИМЕННО ТАК ОЗАГЛАВИЛ СЕРИЮ СВОИХ ФОТОРАБОТ талантливый армянский фотохудожник Герман Авакян. Идея поэзии в лицах родилась у него еще в советские годы, когда Авакян работал фотографом в литературном журнале «Гарун» и много и подолгу фотографировал армянских писателей, - прозаиков и поэтов. Фотографии шли в печать, Авакян получал за них гонорары. Но на этом дело не кончалось.
Портреты оставались жить на страницах журнала, в памяти благодарных читателей, в домах писателей и творческой мастерской фотографа. Что с ними делать, ну да, есть они, ну и что?.. Во что их превратить, трансформировать, переплавить?.. Авакян признается, что, прочитав одно из эссе Иосифа Бродского, он окончательно понял, зачем все это нужно и что можно сделать с фотографиями поэтов. Ведь каждая из них - отдельная цельная картина мира, внутреннего мира поэта, отраженного в его движениях, мимике, выражении глаз, во всем, что его окружает, в той среде, где и уловил момент фотограф. Все это запечатлено на пленке, зафиксировано раз и навсегда, отдано на суд зрителя и времени... Целая галерея образов, выражающих собирательное «Я» интеллигенции прошлых лет и дня сегодняшнего, поэтому ряды пополнили немало молодых и талантливых писателей.
Все они собраны в одной галерее портретов, в которой Герман Авакян постарался сделать аллегорические, иносказательные, метафорические строки видимыми и слышимыми, увиденными и услышанными. К каждой фотографии он добавил текст - одно из лучших стихотворений того или иного поэта, произведение, которое характеризует его лучше, глубже, шире, многограннее. Портреты черно-белые...
Но, глядя на них, и не чувствуешь отсутствия гаммы цветов. Это как в жизни - она больше похожа на серую полосу, сепию, с редкими вспышками света, а мы, словно надев чудодейственные очки, умудряемся видеть в ней яркие цвета, оттенки и блеск. А тут порой из темноты выступает статуарная натура, освещенная светом, или из светлого пространства, переходящего в белый, делает шаг вперед образ, словно обремененный грузом жизни, болью, невзгодами. Нет, не только своими - ведь как говорили классики, "в местоимении «поэт» смешаны все местоимения".
«У МЕНЯ ВООБЩЕ БЫЛА ИДЕЯ СОЕДИНИТЬ ФОТОГРАФИЮ И ПОЭЗИЮ. Еще тогда, когда работал в литературном журнале «Гарун», я познакомился с современными армянскими писателями и, в частности, с поэтами. Теперь все они - мои друзья. Я, конечно же, периодически их фотографировал. И вот в течение всех этих долгих лет у меня в мастерской выкристаллизировалась целая галерея образов поэтов, будто бы визуализированная литература. Аваг Епремян, Усик Ара, Ваграм Мартиросян, Тигран Паскевичян, Хачик Манукян, Грачья Сарухан, Армен Шекоян и другие. Ну и, разумеется, уже поэты нового поколения - Асмик Симонян, Саго Ареан, Арпи Восканян, Карен Анташян. Тогда я все время очень хотел поставить свои фотографии рядом с их стихами, с их поэзией. Но сначала не находил времени, потом не находил формата. Вначале фотография отступала на второй план и уступала место слову, выдвигала его вперед, служила ему. Потом уже очень случайно наткнулся на старую фотографию Тиграна Паскевичяна, на которой он годы назад написал стихотворение - несколько строк. И меня осенило - я нашел то, что надо делать! Это было почти полгода назад, и я сразу же приступил к работе. Теперь, когда смотрю на полученный результат, я понимаю, что в таком виде фотографии и поэзия не мешают друг другу. Они равны, находятся в гармонии, в балансе. А главное то, что все эти люди - мои друзья. В этих кадрах будто бы живет и моя жизнь тоже»,- рассказывает Герман Авакян.
«В экспозиции мы видим, с одной стороны, фотографию как аргументацию факта, с другой - поэзию, стихотворные строки, текст как факт, надпись. Думаю, что хорошая фотография (а Герман Авакян несомненно, принадлежит к плеяде талантливейших фотографов) уже есть поэзия!.. Столько поэзии присутствует в фотографиях Германа и не только этих, но и в других циклах автора. Бытие, которое он из года в год запечатлевал на пленке, жизнь, которую он увековечивал сквозь объектив своей фотокамеры, - это и есть поэзия. В его изображениях столько поэтического, столько чистого искусства!» - замечает Тигран Паскевичян, чей портрет вошел в эту оригинальную серию. А вот представитель нового поколения Мгер Аршакян считает, что поэзия и фотография, конечно, далеки друг от друга, между ними может быть только столкновение и со временем обязательно одна из них поглотит другую.
«СНАЧАЛА ИСКУССТВО ВООБЩЕ БЫЛО ЕДИНЫМ ЦЕЛЫМ. ВСЕ СФЕРЫ искусства сосуществовали вместе, были нераздельны. И сегодня, когда мы существуем в многогранном мультимедийном пространстве, концептуальное искусство, искусство аудиовизуальное не разделяет, оно объединяет. Сегодня все искусства будто бы вновь тянутся одно к другому, пытаясь восполнить былую гармонию. Герман Авакян превратил текст в фотографию, а фотографию - в текст. И это логично, ведь текст является изображением, а изобразительный образ - текстом. И тем и другим способом можно передать как идеи, мысли, так и эмоции. Герман объединил эти два начала - сначала искусство, а потом его выражение", - отмечает Мгер Аршакян.
А вот что говорит молодой поэт Карен Анташян: «Фотография имеет уникальное свойство, она консервирует время, пространство жизни, сохраняет память. В этом случае изобразительный материал отражает идею, выражает мысль. Невольно вспоминаешь древние наскальные надписи, где образ и написание идентичны друг другу. Это и новаторство, и эксперимент одновременно".
Фотографии Германа Авакяна, запечатлевшие армянских поэтов, по-прежнему висят в ереванском арт-кафе «Нававар», заставляя посетителей улыбнуться и… глубоко задуматься. А фотоальбом «Визуальная поэзия» можно приобрести в столичных книжных магазинах.