На официальном сайте дипведомства страны нет ни строчки о депортации и скандале.
Утро 5 апреля. Впервые за три дня у азербайджанских СМИ появляется более громкий информационный повод, чем продолжающийся вооружённый конфликт в Нагорном Карабахе. Информагентства буквально кричат о депортации съёмочной группы российского телеканала LifeNews. Журналисты ссылаются на заявления главы пресс-службы азербайджанского МИДа Хикмета Гаджиева. Дипломат обвинил российский телеканал в искажении фактов и назвал их работу провокационной. Правда, конкретных фактов так и не представил. Он также заявил, что по мнению МИД страны, нахождение съёмочной группы LifeNews в Азербайджане нецелесообразно.
Пока передовицы интернет-ресурсов трубили о коварных замыслах и разоблачали корреспондента LifeNews Евгению Змановскую, она уже вернулась из приграничных территорий с Карабахом в Баку и ожидала своего самолёта в Москву. Но для того чтобы понять, что же нарушила российская журналистка и почему она вынуждена вернуться домой, нужно вспомнить все факты её недолгой командировки.
2 апреля. С начала обострения Карабахского конфликта редакция LifeNews принимает решение отправить в зону конфликта три съёмочных группы: в Ереван, в Баку и в Степанакерт, чтобы полностью и всесторонне освещать события в зоне боевых действий. Евгения Змановская сама попросилась именно в Азербайджан. Утром 3 апреля вместе с оператором Сергеем Дубровиным и инженером связи Владимиром Гончаром она прошла паспортный контроль в Баку. К этому времени продюсеры телеканала Lifenews уже отправили в МИД Азербайджана официальный запрос, с просьбой разрешить работу съёмочной группе Евгении Змановской.
Чтобы ускорить процесс получения аккредитации и не нарушать законов Азербайджана, продюсеры связываются лично с пресс-секретарём Министерства иностранных дел Азербайджана Хикметом Гаджиевым. В беседе дипломат рассказывает о правилах и особенностях получения разрешения на съёмку в стране.
— А, да, LifeNews. У нас процедура аккредитации предусмотрена за 30 дней. Заранее редакция отправляет документы. И в течение 30 дней мы обеспечиваем аккредитацию зарубежным СМИ. В данном случае они же находятся на территории Азербайджана? В принципе, получается, у них аккредитации нет. При фронтузовании (сказано неразборчиво. — Прим. ред.) есть особые порядки аккредитации иностранных и зарубежных СМИ. Поэтому дайте я уточню. Они в данный момент в Тартаре? Их задержали? Дайте я уточню у местных органов, — заверил Хикмет Гаджиев.
3 апреля Евгению Змановскую никто не задерживал. Она сама, прибыв в приграничный с Нагорным Карабахом город Тертер, обращается за помощью к местным полицейским. Рассказывает, что ей нужно сопровождение и помощь переводчика. Представитель МИД Азербайджана устно даёт разрешение на съёмки, а заместитель начальника полиции Тертерского района по имени Эгдар предлагает сопровождать россиян. Журналисты отправляются готовить первый материал. Найти язык с местными жителями помогли официальные представители власти: полицейский и сотрудник администрации района. Они не отходят от журналистов ни на шаг и лично переводят все диалоги. Но уже вечером 3 апреля в адрес журналистов LifeNews поступают первые обвинения в искажении фактов. Съёмочную группу приглашают в отделение полиции. Там россиянам настоятельно «советуют», что именно о Карабахском конфликте озвучивать можно, что нужно, а что ни в коем случае. На следующий день, 4 апреля, представитель МИД ещё раз уверяет — разрешение для работы Евгении Змановской уже готово, и проблем возникнуть не должно.
— Вы можете сказать мой телефонный номер вашему корреспонденту? Ваши сотрудники прямо могут связываться со мной. В принципе, они могу работать в данный момент. Но как вы знаете, вчера их деятельность приостановили и просто дали разъяснения, как надо работать. Но, в принципе, они работают. Разрешение дано. Но мы тоже просим, чтобы они относились с уважением к некоторым вещам, — добавил дипломат.
Но 4 апреля съёмочную группу LifeNews задерживают. Обвиняют в том, что в сюжете от 3 апреля был неправильный перевод слов одного из местных жителей, а заодно и в антиазербайджанской пропаганде. Полицейские говорят, что Змановская намеренно исказила слова и что им лучше вернуться в Россию. Вот крайний материал российской съёмочной группы. Где полиция и дипломаты нашли негативные высказывания об Азербайджане и его народе — непонятно.
А если обратить пристальное внимание на фрагмент этого материала, то можно прекрасно услышать голос переводчика российских журналистов. Змановская задавала вопрос, местный житель отвечал, переводил представитель местных властей. Съёмочная группа придерживалась этой схемы на протяжении всей своей непродолжительной командировки. В результате этого скандала, журналисты вернулись в Москву, но на официальном сайте дипведомства Азербайджана нет ни строчки о депортации и скандале. Никаких бумаг из Баку ни LifeNews, ни съёмочная группа на месте так и не получили. Российское посольство в Азербайджане узнало о произошедшем из прессы.
Чтобы прояснить ситуацию и узнать причины выдворения журналистов, редакторы LifeNews вновь связываются с Хикметом Гаджиевым, но диппредставитель говорить о депортации россиян не желает. Ссылаясь, что ему некогда.
Круг интриг вокруг съёмочной группы LifeNews смыкается. Евгению Змановскую, по сообщениям азербайджанских СМИ, выдворяют из страны за искажение фактов и антиазербайджанскую риторику. Все издания ссылаются на собственный МИД. Но на официальном сайте дипведомства нет ни строчки о депортации российских журналистов. Получается, что россияне покинули Азербайджан сами, понимая, что объективно давать информацию о ситуации в зоне конфликта уже не получится.